Техподдержка
Поиск Вход
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №12 «Петрушка»
Российская Федерация, Московская область, с. Горы, Багратиона

Дома с мамой

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

Зачем нам нужен кончик языка? У нас большинство звуков произносится именно  с помощью кончика языка. Когда мы произносим звуки, мы пускаем воздушную струю по языку. И именно кончику принадлежит роль распределителя этой струи. То есть, в каком положении у нас кончик языка, такой звук мы и произнесем. Например, свистящие звуки требуют опустить язык к нижним зубам и упереть его в зубки в форме желобка. А для произнесения шипящих звуков – кончик языка в форме чашечки. Язык должен поднять кончик, и боковые края.  Это все мы можем сделать благодаря кончику языка. И звуки [л, ль, р, рь, т, д, н] также произносятся с помощью кончика языка. И если он не развит, напряжен, если ребенок не может его распластать, значит звуки будут искажены, произношение будет не верным.

Чтобы этого избежать, надо укреплять кончик языка с самого раннего возраста, а если этого не получилось и ребенок уже произносит искаженные звуки, то работу надо вести с момента обнаружения проблемы. Что мы можем сделать?

1) Учим детей облизывать ложки, тарелки (прежде обязательно показать эти движения самим). Аккуратно фиксируя голову ребенку и не даём ею двигать. Чтобы ребенок двигал только язычком. Показываем картинку с кошечкой и говорим: - «лакаем как киса».

Чем шире ложка, тем шире будет распластан язычок, чем меньше ложка, тем более дифференцированы будут движения кончика языка. 

2) Можно использовать и другой вариант – научить облизывать верхнюю губу предварительно нанеся на нее что-нибудь сладкое (если можно). Обязательно следить за тем, чтобы ребенок «работал» только язычком, так как ребенок нижней губой «подкидывает» язык наверх.

Если у ребенка никак не получается поднять язычок наверх, то можно помочь ребенку механически. С помощью деревянного шпателя или палочки корицы (чтобы язык во время упражнения не соскальзывал с металлического или пластикового инструмента).

3) Упражнение с помощью зубной щетка «Тяни – толкай»: просим ребенка открыть рот, приставляем к кончику языка зубную щетку щетинками к язычку и говорим – «толкай», а взрослый задвигает язычок обратно в рот. Здесь работает не только кончик языка, но и боковые края.

А если у ребенка повышен тонус языка, то работу надо начинать с расслабления языка, а затем только браться за укрепление с помощью наших упражнений и с помощью упражнений артикуляционной гимнастики («Почистим зубки», «Маляр», «Часики»).

Еще раз повторим условия для правильной работы с кончиком языка: - работает только язычок, а не другие мышцы организма; - после механической помощи ребенку он должен перейти к самостоятельной работе, самостоятельно двигать своим язычком.

Сайт образовательной организации
1 из 0